Организация: | Каменск-Уральская спортивная школа по техническим видам спорта "Юность-ДОСААФ" |
---|---|
Вид спорта: | Мотоциклетный спорт |
Дата: | 2023-09-12 19:49:20 |
Автор: | Алексей Кузьмин |
Номер журнала: | 645 |
— Династия Хомицевичей — это легендарная история. И не только для каменского спорта, но и областного, всероссийского. Вы, сыновья, внук — мотолюди. А кем же были ваши родители?
— Они у меня родом из Белоруссии. Приехали сюда работать по найму. И в итоге остались. Папа — водитель, мама на стройках, в основном.
— Вот… все-таки водитель. То есть уже речь о технике идет.
— Так получается (улыбается — А. К.). В шесть-семь лет какие-то знание о транспорте были. Даже не так можно сказать: меня тянуло к этому делу.
— Не удивлюсь, если в спорте сразу начали с мотоциклов.
— Нет, конечно. Нормальный советский мальчишка. И в футбол играл, и в хоккей. Что касается последнего, то там серьезный уровень был. Дошел до городской команды «Трубник». Она как раз тогда только возрождалась. И корт нормальный сделали первый. А если еще вернуться в детство, то можно сказать, что все секции и кружки попробовал. Даже в духовой оркестр ходил, цирковой кружок, парашютный (улыбается — А. К.). Понятно, что не очень долго. Но это такой дворовой тренд был, как сейчас сказали бы. Один в секцию пошел — за ним все остальные.
— И когда все-таки мотоспорт появился?
— Началось все с велосипеда папиного. Потом уже моторные велосипеды. В начале в стране только немецкие были. Потом уже и у нас начали выпускать. В Перми, Прибалтике. Так постепенно и в секцию пришел. Трубный завод в свое время организовал. Там главный был бывший милиционер Чупин. Он только с работы ушел из органов. Собственно, он первый и показал, что такое спортивный мотоцикл.
— И соревнования уже были?
— Нет. Такой больше технический кружок. Чуть позже уже начались соревнования. Но такто мы уже начинали обустраиваться. Выделили нам новый участок. Строительные материалы. Так что мы, мальчишки, сами там таскали кирпичи, взрослым помогали. Такой спортивный самстрой, можно сказать. Хотя трубный завод не забывал, конечно. И тогда уже более-менее спортивный интерес у меня появился. Больше внимания тренировкам уделять стал. Начались серьезные соревнования. За трубный выступал на городских соревнованиях. И кубатура уже серьезная — 175.
— И сколько вам лет тогда было?
— Так серьезно заниматься можно было только с шестнадцати лет. Пока права не дадут — не имеешь право участвовать в соревнованиях. Это сейчас проще. Да и техника позволяет. Практически с пяти лет начинают состязаться. А раньше это было нормально — начинать свой путь в мотоспорте с 18–20 лет, после армии. Ну, у меня пораньше получилось. Тем более, открылась мотошкола. Совместно сделали радиозавод и город. И подошел ко мне тренер Николай Никитович Кубраков. Говорит: «Давай к нам!». Там как раз дали помещение. Правда, по соседству с вытрезвителем. Но свое место. Настоящая спортшкола со своим зданием.
— Ну, а как насчет спортивных личных результатов?
— Сами понимаете, условия становились лучше. Соревнований больше. Уровень их солидней.
— Ну, а мастера спорта когда выполнили? До армии успели или уже позже?
— Фактически перед армией. Но официально уже во время службы. Спортивная рота. Ну, сами понимаете: до обеда — армия, потом — мотоциклы. Выступал за СКА (Ташкент).
— А пробиться в сборную страны не было возможности?
— Очень тяжело было попадать в сборную СССР, большая конкуренция и очень долгий отбор: городские соревнования, областные, зональные и т.д. Вот в команду РСФСР попадал. Был призером чемпионата республики.
— Тренерская работа когда началась?
— Когда еще выступал, сразу после армии. Уже на ПО «Октябрь» работал, где и был наш главный организатор Владимир Васильевич Друзь. Устроил меня в формате, как раньше говорили, «подснежник». То есть часть времени проводишь на заводе, а часть — уже в спортшколе, на соревнованиях. Обычное дело для предприятий той поры, которые вели свои коллективы физкультуры.
— А первых своих воспитанников помните?
— Всех трудно запомнить. Народа много было. Вид спорта популярный. Конечно, кто достиг успехов, того помнишь. Жалко, что не все сохранил свои тренерские журналы, где фамилии спортсменов записывал. Вероятно, приятно было бы повспоминать.
— Хочу понять для себя. Тренер в мотоспорте, технических видах — это, наверное, больше механик. Ну, научил кататься — чем еще поможешь? Или я ошибаюсь?
— Любой спорт предполагает дополнение своих знаний, умений. В мотоспорте тренер — это опытный в прошлом спортсмен. Он всегда скажет, как правильно зайти в тот или иной поворот, объяснит правильные движения тела, когда на трассе. Много нюансов.
— Общефизическую подготовку, наверное, также никто не отменял?
— Разумеется. Хотя ОФП для мотоспорта, можно сказать, дозированная. Мышцы нельзя сильно «закачивать». Так что легкий бег, велосипед.
— А почему нельзя «закачивать»?
— Иначе становишься, как медвежонок, неуклюжий. Силы много, а резкости нет. Реакция падает. Для нас важнее выносливость.
— А сыновья как оказались в мотоспорте? По вашей инициативе или сами?
— Так они часто у меня на работе бывали. Жена по сменам трудилась. Ну, и куда парням деваться — в спортшколу. И так — еще со времен детского сада. Нет, я отправлял того же Виталия в каких-нибудь других секциях себя попробовать. Жили неподалеку от лыжно-лодочной базы «Металлист». Там много секций. Я не только своим, но и другим советую: «Попробуйте еще что-нибудь». Где-то сойдутся интересы, желания и вдохновение.
Конечно, мы стараемся парней у нас удержать. Тем более, если есть результаты. Но разносторонность интересов не помешает.
— Так, наверное, и в обычной жизни?
— Безусловно. Жизнь спортсмена — не очень длинная. Надо думать о своем будущем. Вот и Диме сейчас говорю, что надо определяться: как дальше по жизни будет. Все равно, возраст постепенно дает о себе знать. Тем более, всегда есть вариант остаться в спорте в каком-то другом качестве.
— Сейчас уже Максим, сын Дмитрия, отправился в свое большое мотопутешествие. Уже лучший спортсмен города, между прочим.
— Но все равно хочется, чтобы результаты были все выше и выше. Расстраивают только нелепые травмы. Не всегда со спортом связанные. Почти два года у него «вылетело»
— Но все равно — вернулся. Победителем.
— Важно, что это было его решение. Травма была серьезная. Никто не заставлял возвращаться. Сам сделал выбор.
— Как-то вы с дедушкиной грустью говорите. Словно желаете: «Лучше бы переключился на что-нибудь другое».
— Нет-нет, вам показалось. Никогда так не говорил. Просто не хочется травм.
— У Виталия дети — Тимофей и Вика. Как у них история со спортом сложилась?
— Тимофей не стал спортсменом. Врачи посоветовали. Хоть он, вроде, и начинал. Не сложилось. Ну, а Вика занималась ВМХ. Но в итоге ушла в спортивные танцы. И уже есть определенные успехи.
— Вы же у нас — не только тренер, но еще и создатель трасс. Это и прежняя была, которая за радиозаводом. И новая, которая в центре города.
— Да, рассчитать трамплины, повороты. Где подсыпать земли, где убрать.
— Но трасса в центре города — это чудо?
— Да. Хотя место там тяжело было получить. Но удалось. Очень важно, что трасса хорошо видна. Жаль, что на трибуне не успели сделать козырек. В дождь он не помешал бы.
— А как вообще разрабатывается трасса для кросса?
— Конечно, мы где-то специально этому не учились. В свое время Владимир Васильевич Друзь раздобыл иностранную документацию по строительству кроссовых стадионов. При этом, которые в закрытых помещениях. И там были указаны основные семь элементов трассы (стартовая зона, валы и т.д.). И из них просто создаешь все. Дальше только привязываешь к рельефу местности.
— И как оцените нашу трассу на фоне остальных?
— Сейчас мы немного отстаем. Надо переделывать. А для этого нужен грунт. И проблема: где его брать? Это раньше можно было взять, где хочешь. Теперь без разрешения нельзя. Нужна и техника для обновления трассы. В былые времена заводы помогали. Сейчас все сложнее.
— Какая у тренера Хомицевича сейчас главная задача?
— Сохранить ребят в секции. Вид спорта у нас дорогой. Цены на мотоциклы весомые. В России они и не производятся. А на старых мотоциклах никто не хочет кататься. Только начинающие.
— Но спрос у ребят есть на мотоспорт?
— Много ребят приходит. Только тут другая история. Научился кататься — и потерялся. Сейчас многие покупают питбайки. К чему к нам приходить, когда у самого есть. Нет, одаренных мы, конечно, возвращаем. Но все равно тенденция есть.
— А какие у отца и дедушки Хомицевича мечты?
— Чтобы в жизни у родных все получилось.