Организация: | Черноголова Раиса |
---|---|
Вид спорта: | Художественная гимнастика |
Дата: | 2023-09-08 13:23:34 |
Автор: | Елена Радченко |
Номер журнала: | 646 |
— Раиса Алексеевна, вы со спортом подружились еще в детстве?
— Я родилась 4 февраля 1950 г. в Свердловске. Мама работала бухгалтером на автобазе, папа — шофер. В семье — четверо детей. Жили мы в Орджоникидзевском районе. Занималась гимнастикой с 9 лет в с/к «Уралмаш». Сначала спортивной гимнастикой — подружка привела. Мне сказали: «Слишком поздно пришла, мы уже перевороты делаем». Я не могла представить, как это: меня не примут?! Тут же научилась делать переворот — приняли! Через год тренеры по художественной гимнастике попросили моего тренера уговорить меня на переход в художественную гимнастику. И я перешла. Гибкость, растяжка, координация у меня были природные, эмоционально я могла хорошо что-то выдать. Мама моя была очень эмоциональная, сестра Галина хорошо пела.
— Когда и где начался ваш тренерский путь?
— Я не умела плавать, поэтому в спортивный вуз поступить не могла. После школы я окончила педкласс и была распределена в спортшколу Кушвы тренером по спортивной гимнастике. Там прошла моя молодость, там остались друзья, и до сих пор мы держим связь, это — лучшие люди, которых я встречала. Кушва научила меня человечности, дружбе, как надо поддерживать друг друга. Там школа, как дом родной. Мне было 19 лет, коллектив меня опекал, я могла без копейки денег прожить неделю, потому что обедала у коллег. С детьми я проводила очень много времени. В выходной день школу закрыли — мы через окно залезаем с детьми в зал и тренируемся, так нам хотелось. В Кушве познакомилась с мужем — Владимир Германович Черноголов работал тренером по лыжным гонкам в этой же спортивной школе.
— А потом были Екатеринбург и Лесной?
— Да, я вышла замуж и уехала с мужем в Свердловск. Работала хореографом в отделении спортивной гимнастики в с/к «Юность». Занималась в основном с мальчиками. Нравилось работать. В 1983 г. мы переехали с мужем в Лесной (тогда Свердловск-45). По приглашению директора ДЮСШ Людмилы Васильевны Шавровой с 5 января 1983 г. я принята в школу тренером. Муж устроился рабочим на комбинат «Электрохимприбор». Я люблю спокойно работать с детьми в зале, мне нравится учить детей, быть им другом. А здесь, в Лесном, все было более серьезно, здесь спорт, соревнования. Немножко пришлось перестраиваться.
— Как изменилась ваша жизнь с приходом ученицы Ольги Глацких?
— Когда Оля Глацких попала ко мне в группу, мне опять пришлось все начать заново. Тренировочный процесс стал в два раза длиннее, заканчивается тренировка — мы отдельно с ней дорабатываем. Соревнования на высоком уровне, там надо уметь бороться, девочек надо готовить к борьбе. Но Ольга уже была так воспитана, благодаря своим родителям. Она с 5 лет у меня, но это был уже боец, который себя в обиду не давал. Это был самородок. Я первый раз встретила в своей жизни такого ребенка, который все понимал с полуслова, чувствовал музыку.
Помню, как впервые я обратила на нее внимание в наборной группе на разминке, когда давала девочкам связку для развития эмоциональных оттенков в танцевальных движениях. Аккомпаниатор Владимир Николаевич подыгрывает мне, я рассказываю про росиночку, как она должна прокатиться по телу. Только одна девочка откликнулась, так трепетно вытянулась к этой капельке — Ольга. Всю тренировку я держала девочку в поле зрения. Потом уже из любопытства (что за данные?) посадила ее на шпагат — она села со скамейки. Даю скакалку, объясняю прыжок с двойным вращением, она хмыкает, мол, ничего особенного, и делает прыжок с двойным вращением. Я поняла, что в моих руках оказался самородок. Не выдержала — показала тренерам, кто тогда был. Никто не верит. А она вот такая была. И еще, если ей не нравится что-то, она стоит на своем. Мы с ней обе — Водолеи. Это было просто открытие для меня — другой человек: не робкий, немножко дерзкий, но насколько ее можно было зажечь! Я могла ей сказать: «Оля, это в голубом цвете выполняются упражнения, а это — в розовом цвете». Она делает, и я понимаю, да, это отклик именно в голубом цвете.
Когда мы с ней в общество «Русь» попали, оно уже помогало мне как тренеру вести ее. В сборной России Ольга тоже проявила себя как боец. На каком-то задании надо было обруч в потоке бросать и принимать, бросать и принимать, другие девочки на 30-й секунде уже теряли предмет, а Ольга 2 минуты продержалась, ее уже шатало, а она все бросала и принимала. Никогда не подводила команду на соревнованиях.
— Какие еще у вас были яркие девочки?
— Алёна Сергеева, они вместе с Ольгой Глацких тренировались. Талантливая спортсменка, но у нее был другой склад характера, она упиралась, не со всем соглашалась, тоже стала мастером спорта. Наташа Кошелева, Юля Китина, Женя Макарова — это первые мои ученицы, которые стали мастерами спорта. Света Жиркова. Анна Орёл, Надежда Гилёва — с этими воспитанницами я работала на выпуске, начинали они у другого тренера. Людмила Латышева — сейчас она, как и прежде, рядом, коллега. Юлия Аболемова, Вероника Коломина…
— Как сейчас проходит тренировочный процесс?
— Сейчас я работаю в основном на подхвате, вторым тренером, хореографом. Группа моя — девочки 2015 г.р. Я с ними работаю, потом передам. Дети должны чувствовать, видеть молодость, и показывать надо детям, особенно малышам. Командировки — это бессонные дни и ночи, надо сидеть с девочками в зале с утра до вечера. Соревнования могут начаться в 8 утра и закончиться в 11 вечера, я все время должна быть с ними.
— У вас есть своя философия спорта?
— Для меня спорт всегда был музыка и красота. Мне хотелось, чтобы дети воспитывались духовно, чтобы они чувственно относились ко всем жизненным ситуациям, могли выразить свой внутренний мир в движении. Я люблю атмосферу, чтобы мы были, как одна семья. А вот соревнования — это уже не мое. Судейство, особенно нашего вида спорта, субъективно, там надо уметь судить и отставить. Мне нравится общаться с детьми, учить.
— В школе может появиться такая звездочка, как Ольга Глацких?
— В нашей школе сейчас есть звездочки. Это Полина Приз и Арина Казик, 2013 г.р.; Вероника Черноусова, София Радченко, Наташа Лаптева, 2015 г.р.; Азалия Камалова, 2016 г.р. Но, как говорит старший тренер нашей сборной, помимо таланта нужно, чтобы звезды сошлись на небесах. Нужно «три Тэ». Первое — это Талант. На 2-м этапе — Трудолюбие. А на 3-м — великое Терпение. Нужна психика крепкая, это идет из семьи. Ребенок должен быть внутренне самостоятельным, уметь адаптироваться во всем. Чтобы мышцы не дрожали от волнения, а наоборот, волнение силы прибавляло. Когда тебе страшно, ты должна смело смотреть этому страху в лицо и быть сильнее страха. Спорт — это борьба, вечное преодоление. Нагрузки у нас большие, вот эти дети 2015 г.р. — они с 9 утра до 4–5 вечера работают летом, все 3 месяца. Важна связь с родителями.
— Несколько слов о семье, друзьях?
— В Екатеринбурге родился сын Сергей, работал на ЭХП. Внуку Олегу недавно исполнилось 6 лет. Друзья в Лесном — тренеры по конькам, лыжным гонкам, плаванию, гимнастике.