Организация: | Международный фестиваль студенческого спорта |
---|---|
Вид спорта: | Несколько видов спорта |
Дата: | 2023-08-31 13:41:32 |
Автор: | Андрей Каща |
Номер журнала: | 646 |
— Александр Дмитриевич, у вас — богатейший опыт участия в различных спортивных проектах: выдвижение Москвы на юношеские и летние Олимпийские игры 2010 и 2012 годов, борьба Сочи за право проведения зимних Олимпийских игр-2014 и в целом России — за чемпионат мира по футболу-2018. Можете сравнить те проекты с Международным фестивалем университетского спорта?
— Внешняя форма мероприятия не сильно влияет на организационный каркас, который держит ее. Неважно, в каком количестве, из каких стран и для участия в каких видах спорта приезжают делегации. Кормить их надо примерно в одно и то же время. Условия для размещения должны быть примерно одинаковыми. Необходимо решать проблемы с билетами, приездом и отъездом представителей команд, доставкой и отправкой инвентаря. Это тот набор технологических задач, которые идут от мероприятия к мероприятию. Хотя, конечно, масштабы разные. Можно работать с большой группой атлетов в десять тысяч человек, как это происходит на Олимпиадах. А можно работать с группой в три тысячи человек, как на МФУС. Но в целом задачи, проблематика и способы решения примерно одни и те же. Поэтому я больших различий не вижу.
— Какие эмоции вы испытали 29 апреля 2022 года, когда исполком Международной федерации студенческого спорта (ФИСУ) принял решение отложить проведение Всемирных студенческих игр в Екатеринбурге на неопределенный срок?
— Испытал досаду, потому что большая команда, внушительная группа единомышленников, ориентированная на результат, вдруг оказалась перед риском отмены долгожданного, яркого мероприятия. Но руководители российского спорта, руководители Свердловской области и Екатеринбурга приняли решение, что все усилия и средства, которые были потрачены до 29 апреля 2022 года, не должны пропасть. В итоге был разработан проект МФУС, который, с моей точки зрения, оказался уместен, востребован и элегантен.
— С момента отказа ФИСУ от проведения в Екатеринбурге Всемирных студенческих игр2023 до заявления губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева на Петербургском экономическом форуме о проведении МФУС в середине июня 2022 года прошло полтора месяца. Как принималось решение о том, чтобы полностью не свернуть проект Всемирных студенческих игр и все-таки провести альтернативное мероприятие?
— Я никаких усилий не потратил на то, чтобы убедить руководителей. Более того, Евгений Владимирович Куйвашев сам сказал, что мы обязательно продолжим этот проект. В его задачу не входила разработка бренда мероприятия, его формата, это было наше дело. Но идея-то возникла сразу. Да, какие-то моменты он после дискуссий с нами согласовывал. Главное, что было понимание: городу нужно такое мероприятие, в какую бы оболочку оно ни было облачено.
Екатеринбург ждал масштабные соревнования и заслужил этот праздник спорта.
— Как быстро удалось адаптироваться к новой реальности? Ведь переформатирование Всемирных студенческих игр в МФУС — это, должно быть, и юридически, и организационно сделать непросто.
— Юридически не было никакого переформатирования. Та же дирекция, которая была создана для Всемирных студенческих игр, взяла на себя нагрузку по новому мероприятию. Возникавшие коллизии решались на уровне города и области в режиме онлайн. Подходы к тому, как проводить, где проводить и кого звать, в принципе, были заложены на этапе подготовки ко Всемирным студенческим играм: звать студентов, проводить на тех же объектах, которые были запланированы изначально. Практически все объекты, задействованные в рамках МФУС, были еще в первой концепции Всемирных студенческих игр. Да, часть видов спорта у нас по разным причинам ушла, но объекты все равно были доведены до ума. Я сейчас говорю и о легкоатлетическом стадионе «Калининец» в Екатеринбурге, и о Дворце водных видов спорта в Первоуральске, и о других объектах. Регион обзавелся роскошными стадионами, которые, я уверен, в ближайшем будущем будут задействованы на других крупных мероприятиях.
— До апреля 2022 года Всемирные студенческие игры готовились под пристальным контролем ФИСУ. И вот в один момент контроль пропал, руководящей линии нет. Какие вы видели перед собой ориентиры? Как готовить мероприятие, которого еще в принципе никогда не было?
— Мы «дико расстроились», порефлексировали и сказали: «Да и черт с ним!». В нашей команде есть люди, которые проводили чемпионаты Европы и мира по футболу, Олимпийские игры в Сочи. У нас — огромная команда, которая занималась организацией Универсиад в Казани-2013 и Красноярске-2019. Сейчас проектом МФУС занимались люди, которых приглашали готовить огромные спортивные события за рубежом.
Так что для нас этот избыточный контроль со стороны ФИСУ не был новостью, но, вместе с тем, не доставлял неудобств. У нас и без ФИСУ было четкое понимание, как должны проходить соревнования на мировом уровне. Хотя тесное взаимодействие с ФИСУ — это нормальная практика для всех организаторов Универсиад. То же самое происходит на чемпионатах мира и Олимпийских играх.
— Есть ли хоть какие-то надежды, что в каком-то не сильно отдаленном будущем Екатеринбург будет претендовать на полноценные Всемирные студенческие игры?
— Я в этом не сомневаюсь. Уверен в этом.
— Остались ли у вас какие-то контакты с ФИСУ после 29 апреля 2022 года?
— Какие-то человеческие контакты остались, конечно. Но надо понимать, что ФИСУ — это не клуб по интересам. И мы — не социальная сеть по поиску форматов общения. Там было рабочее взаимодействие, связанное с необходимостью соблюдения определенных требований. Как только это перестало быть необходимым, деловые контакты прекратились.
— Мы видели внешнюю оболочку мероприятия, но, безусловно, над проектом работали сотни людей, чья деятельность не видна стороннему наблюдателю. Расскажите вкратце о структуре дирекции: кто те люди, которые готовят праздник спорта?
— Это около 400 молодых ребят и девчат. Я среди них — самый старый. Ребята поднаторели в организации спортивных мероприятий, питания, логистики. Это люди, обладающие высочайшей профессиональной квалификацией и при этом неравнодушные.
Очень прикольная команда.
— Много ли у вас сотрудников непосредственно из Екатеринбурга?
— Подавляющее большинство. В иных условиях я бы сказал, что благодаря фестивалю город обзавелся удивительной организационной структурой по проведению крупных спортивных мероприятий. Но это произошло не благодаря нам! Город уже обладал специалистами высокого уровня. Екатеринбург имеет обширную практику по проведению крупнейших международных соревнований по дзюдо, боксу, легкой атлетике, игровым видам спорта. Город пестрит именами великих спортсменов и наставников. Но они состоятельны только тогда, когда город предоставляет такую возможность.
— Как проходило приглашение иностранных команд на абсолютно новое мероприятие? Какие доводы приводили, зачем им стоило приезжать в Екатеринбург?
— Проходило это непросто. Во-первых, приглашения от нас поступали на разных языках в разное время суток. Общение с Латинской Америкой происходило ночью, с Азией — утром, с Африкой — днем. Те ребята, которые занимались непосредственно переговорами с вузами, по-моему, разучились спать.
Это уникальное качество, которое выработалось благодаря требованиям к ним. Они общались круглосуточно. Сначала реакция от вузов была не активная. Люди не понимали, что такое МФУС. Мы же не на Олимпиаду и не на Универсиаду приглашали команды.
Приходилось каждый раз рассказывать о фестивале, видах спорта, условиях для соревнований и проживания делегаций. И только задав кучу вопросов, получив на них взвешенные и полные ответы, университеты (а их у нас в итоге набралось 280) соглашались. Стоит отметить, что университетов у нас на МФУС больше, чем стран-участниц на летней Олимпиаде, где их — около 200.
Из одного только Екатеринбурга семь вузов. Остальные — из других регионов России, других стран и континентов. У них — разные языки, подходы к спортивной составляющей образования и оценке уровня спортсменов. Нужно было привести все это к общему знаменателю.
Я думаю, что команда, которая занималась приглашением университетов, и ребята, увязывавшие виды спорта в полноценную программу, просто поседели за последние полгода. То, что они в итоге сделали, — это очень круто! — Если на Универсиадах идет взаимодействие с национальными студенческими организациями, то тут, получается, вам пришлось общаться напрямую как минимум с 281 вузом! — Да, такой практики еще ни у кого не было! У меня нет ответа, как это все удалось. Какой-то сон: проснусь и пойму, что этого ничего не было (смеется).
— Практически все объекты для МФУС были новыми. Это — и Дворец дзюдо, и Дворец водных видов спорта, и Дворец художественной и эстетической гимнастики. Да и Екатеринбург-ЭКСПО далеко не каждый день принимает спортивные мероприятия. Как прошел период адаптации объектов? С какими сложностями и неожиданностями вы столкнулись в период подготовки к МФУС?
— Никаких неожиданностей не было. Опыт проведения спортивных соревнований на ЭКСПО огромный. Здесь просто велась работа с теми, кто занимается постройкой временных сооружений.
Тут все: верстка графика завоза оборудования, подтверждения, аренды и т. д. Мы за одну ночь переформатировали зал для бокса под зал для баскетбола 3х3. То же самое — с ДИВСом, где за полтора дня произошла трансформация мини-футбольной площадки под требования для соревнований по волейболу. Это, кстати, стало возможным по той же причине, что и в ЭКСПО, — в ДИВСе умеют это делать, потому что здесь играют сразу несколько клубов по волейболу, баскетболу и мини-футболу. Сейчас же он еще приведен в великолепное состояние. Дворец красив, уютен, современен… Всему этому, как мы сейчас понимаем, предшествовала правильная раскладка видов спорта по объектам и по дням. Понятно, что прыжки в воду и плавание может принимать только Дворец водных видов спорта. Но, к примеру, бокс мы могли проводить не на ЭКСПО, а в ДИВСе, а мини-футбол, наоборот, забрать у ДИВСа и отдать ЭКСПО. Во Дворце дзюдо у нас два вида спорта, хотя могло быть и три. Когда правильно распределяешь мероприятия по объектам, появляется набор технических поручений, когда и что объект должен сделать. Четкая работа со всеми шестью объектами помогла нам спланировать и провести этот праздник.
— Кстати, сложно ли было сформировать календарь МФУС?
— Конечно, сложно! Ведь календарь сразу же формулирует задачи для транспорта, служб размещения, аккредитации, график прилетов и отлетов, по составам команд, тренировкам и разминкам, организации питания, формированию «пулек», работе волонтеров. Календарь становится культом. Все вертится вокруг него.
— В следующем году во Дворце водных видов спорта, Дворце дзюдо и на «Калининце» пройдут соревнования в рамках анонсированных Президентом России Владимиром Путиным «Игр дружбы». Нет ли у вас желания после МФУСа продолжить работу в Екатеринбурге в рамках нового проекта?
— Мое желание работать в Екатеринбурге неизбывно. Я каким-то выкрутасом судьбы оказался в этом городе и влюбился в него. Без Екатеринбурга не представляю себя. Пока про «Игры дружбы» говорить не готов — нужно завершить вместе с командой фестиваль, а потом посмотреть. Если захотят для «Игр дружбы» привлечь нас в каком-то составе, то, конечно, да.
— Что вы будете считать успехом МФУС?
— Успех уже состоялся! Приехал 281 вуз из 36 стран мира. Для меня это — мерило настоящего успеха. Были ли у нас проблемы? Да, были. Кто-то получил травму, кто-то опоздал на соревнования, в какие-то состязания мы не смогли набрать атлетов.
Все бывает. Но это — огромное живое тело фестиваля. 3000 участников — это очень много.
Мы работаем на объектах и на кампусе, которые были введены в эксплуатацию только перед мероприятием. Огромное спасибо Уральскому федеральному университету и компании «Синара-Девелопмент», которые в совершенно нереальные сроки обеспечили проживание для спортсменов в условиях, в которых, возможно, они как студенты уже никогда больше и не окажутся. Так что для всех нас Международный фестиваль университетского спорта стал большим праздником, знакомством студентов со всего мира с Россией, а для кого-то — шагом в большое спортивное будущее.