Организация: | Каменск-Уральская спортивная школа по техническим видам спорта "Юность-ДОСААФ" |
---|---|
Вид спорта: | Мотоциклетный спорт |
Дата: | 2023-09-13 08:49:42 |
Автор: | Алексей Кузьмин |
Номер журнала: | 646 |
Выбор без выбора
— Когда делал интервью с вашим папой Валерием Николаевичем, заслуженным тренером России, он честно признался, что «не тянул силой» вас в мотоспорт. Давал шанс на выбор.
— Жили мы на улице Гоголя, буквально за окном — лыжно-лодочная станция «Металлист» со своим набором секция. Так что я занимался как обычными лыжами, так и горными. До соревнований дело не дошло. Но научился сносно кататься. Так же было и с плаванием, на воде стал чувствовать себя уверенно. Ну, все это, скорее, — от того, что данные виды спорта актуальны зимой, когда мотокросс был в «заморозке».
— Мотокросс все равно оставался магистральным направлением интересов?
— Ну, так получается. Отец возил на соревнования по всей стране. У нас даже была такая детская мототусовка — кроме меня, Ваня Иванов, Саша Суворков (известные в будущем мотокроссмены — АК). Папы нас всех с собой брали.
— Плюс к этом, знаю, с самого раннего детства вы пропадали на работе у папы?
— Меня маленького папа катал на мотоцикле. «ЧеЗеты» чешские, громкие такие, страшно было (улыбается — АК). Но все равно садился снова и снова. Интересно было. Пусть и через страх какой-то. Когда освоился, папа для меня адаптировал свой дорожный мотоцикл. Точнее, «Дельта» рижская. Детских не было, так что папа сварил под меня раму. Вставили амортизаторы какие-то. И начал я уже гонять. Первые мои соревнования (городские) по мотокроссу были как раз в день рождения, 18 ноября, когда исполнилось восемь лет. При этом выиграл. Вроде, не очень быстро ехал, но кто-то сошел, кто-то упал. Но все равно бился, вот и получилось.
Выход «на уровень»
— Но тогда же был возрастной ценз? До 13 лет детей не допускали до соревнований уровня выше городских.
— Совершенно верно. И мои первые серьезные соревнования как раз были в 13 лет. На чемпионате России, у нас в Каменске-Уральском. А следом была и первая победа на чемпионате СНГ в Ижевске. Как раз в финале боролись я, Саша Суворков и какой-то москвич. И по итогам трех заездов я стал лучшим. За победу мне подарили пластмассовый мотоцикл ИЖ на батарейках. Для меня он, конечно, мелковат был. Так что Димка (младший брат Виталия, в будущем — чемпион мира — АК) на нем гонял.
— Но это был пока только мотокросс?
— Да. Но мотоциклы были серьезней — «ЧеЗеты» 125 куб. см. Правда, большого количества побед не было. Уже появились тогда более «продвинутые» иномарки. Прежде всего, японские. На них ездили Москва, Санкт-Петербург, Челябинск.
Челябинский «каприз»
— То есть все-таки технические возможности серьезно сказывались?
— Безусловно. По этой причине в 1995 году сезон выступал за Челябинск, тренер Александр Платонов взял меня к себе. Дали мне HONDA. Выступал в высшей лиге. В составе команды стал чемпионом России, хоть был и не в первых номерах.
Свои, наши
— Но это была вынужденная история. Все-таки хотелось быть в мотоциклетном мейнстриме?
— Безусловно. Но челябинская «командировка» продлилась всего одно лето. Вернулся. Тем более, в 1996 году директор каменской мотошколы Владимир Друзь «пробил» покупку японских мотоциклов — YAMAHA, SUZUKY. Начались у нас полноценные сборы. Одни даже в Объединенных Арабских Эмиратах. И сразу же в первой лиге чемпионата России мы выиграли золото абсолютно каменским составом.
В 1997 году уже была Суперлига. Там сложнее оказалось. Главные звезды страны собраны. Да еще и травмы у меня пошли. Но все-равно это очень такой знаковый для меня год, со знаком «плюс». Я впервые попробовал себя в ледовом спидвее.
Первый лед
— Первый лед?
— Интересная история. Наш гуру спидвея Виктор Михайлович Тетерин всем нам, мотокроссменам, говорит: «Да попробуйте вы уже себя в ледовых гонках». Решили: «А давайте». А «овала» на стадионе «Металлург» тогда еще не было. Так что мой дебют состоялся на озере Сунгуль. Как раз случилась малоснежная зима. Была возможность. И тут действительно произошло что-то особенное. Ехал по прямой, потом ушел в вираж, положил мотоцикл и чувствую: еду — держат трассу колеса. Абсолютно новые ощущения.
— Чуть ли не сразу получилось?
— Нет, мы готовились, конечно. Рассказали и показали, как правильно держать тело, рассчитывать свои движения. И уже вскоре прошла первая гонка. Отмечу, что в Каменске тогда была своя большая звезда ледового спидвея — Илларион Щебет, чемпион России среди юниоров. Абсолютный ТОП. И я был вторым после него. Это, конечно, придало столько уверенности. Дальнейшая победа на чемпионате России в классе 125 куб. см стала для меня уже хорошим стартовым аккордом в спидвее.
Шипы и кровь
— А что с мотокроссом?
— Он еще оставался как летний вариант стартов. Хотя, конечно, брал свое. В таком, особом смысле. Начались серьезные травмы. Сначала шипами в спидвее себе ногу распорол. Вроде зажило, а там уже рука пострадала. И даже мысль промелькнула: «К чему мне этот ледовый спид-вей?» — Все-таки возникли сомнения? — Конечно. Эти шипы! Все «распилено». Болевые все истории.
— То есть мотокросс, при все своей агрессивности, более безопасен?
— Там нет шипов. Да, тех самых спасителей, которые «тянут» на поворотах в спидвее (улыбается — АК). А что касается травм. Ну, все зажило, швы сняли. И снова на мотоцикл. Даже с медалями после всего этого был на соревнованиях Всероссийской федерации мотоспорта.
Сборная России и т. д.
— И когда случилось приглашение в сборную России по спидвею?
— Когда победил на юниорском первенстве России, то и обратил на себя внимание. В 2000 году позвали на чемпиона Европы. Уже взрослый, он в России проходил. Пока запасным. Но тогда все равно хорошая история для нас была. Сергей Осипов принес Каменску первую медаль (бронзовую) европейского чемпионата.
— В 2001 году первый личный взрослый турнир в рамках чемпионата России. Жесткое испытание?
— Так и было. Наши главные спидвейные «волки» приехали в Шадринск — Кирилл Дрогалин, Александр Московка, Владимир Фадеев, Юрий Поликарпов… Но все эти люди мне очень потом помогли. Настоящие друзья-спортсмены в итоге оказались. Подсказывали, советовали молодому спортсмену Хомицевичу. И я ведь мог выиграть тот турнир. Из-за поломки не на своем мотоцикле заканчивал чемпионат. Но в итоге бронза. Первая медаль моя на чемпионате страны. Уровень! Да еще и награда за первое место — машина. А своей у меня тогда не было (улыбается — АК).
Путь к герою
— Про запасного на чемпионате Европы мы уже знаем. Когда серьезные старты на мировом уровне начались?
— В 2001 году поехал в Швецию на чемпионат мира. Стал вторым в полуфинале. Но жаль, что на командный чемпионат мира не взяли. Хотелось там попробовать себя. Но опять же заработал звание мастера спорта международного класса — на чемпионате Европы занял второе место. И были большие надежды на 2002 год. Выиграл чемпионат России, да еще и досрочно. Поехали в Берлин на отборочный турнир чемпионата мира. А там серьезное падение — сломал позвоночник (третий и четвертый позвонки, компрессионный). Но даже с травмой отобрался. В корсете, замотанный-перемотанный. Малейшее падение — и мог инвалидом остаться. Но поехал. И в финал попал. А он в Екатеринбурге проходил на Центральном стадионе. Медальная история не получилась. В общем, сезон неоправданных надежд. Кстати, сборная России тогда на чемпионате мира шведам уступила.
А вот получите
— И потом случился знаковый 2003 год?
— Да, травмы залечил. Уже появился второй мотоцикл, собрали для меня. И я готовился к серьезной битве. Тут нужно упомянуть про то, что меня часто спрашивают: «Какая для вас медаль золотая самая памятная?». Да, это командный чемпионат мира 2003 года в Саранске. Тогда вся спидвейная Европа решила, что мы должны обязательно проиграть. Отдельный настрой против России.
— Видимо, чтобы мы не вернули себе золото, которое отобрали в 2002?
— Не знаю. Так даже голландцы, вечные аутсайдеры, настроились, как на бой за жизнь. Результат гонки с ними — 3:3. Да, я не участвовал, но как все — в шоке. Потом и ничья со шведами, эти ужасающие — 3:3. Начались звонки: «Вы чего? Домашний чемпионат!» Я всю ночь не спал, представлял, как с лидером шведов Сирениусом стартую (улыбается — АК).
Но второй день начали хорошо. «Привезли» немцам — 5:1. Надо было «откатать» со шведами в решающем заезде хотя бы 3:3. Не у всех выдержали нервы. Кого-то пришлось поменять в стартовом составе. Поставили молодых — меня и Максима Захарова. Выиграли. По-моему, в первый раз меня в сознательном возрасте так качали на руках (улыбается — АК). Отвоевали золото у шведов. Даже исторически красиво звучит (улыбается — АК). И с 2003 года мы не проигрывали командные чемпионаты мира, в которых участвовали.
Почему «личка» не круче
— И все-таки есть победа в личном чемпионате мира. В том же 2003 году. Почему его медаль не самая теплая?
— Турнир финальный был в Берлине. Главные соперники — немец Гюнтер Бауэр и я. Решающий заезд: кто выигрывает — тот и чемпион. Мне кажется, вся Германия болела за него. Ему обновили мотоцикл, полный «фарш». Так понято, в Гюнтере 120 килограммов веса, тут надо было делать идеальную машину. Но я выиграл. Стал чемпионом мира.
— И почему эта медаль уступает по своей значимости той, что была в командном чемпионате?
— Они равны по своей значимости. Но та, командная, была ярче и эмоциональней. Да еще и дома, в России. И тут открою тайну. Пусть и забавно звучит. Но было видение. Еду в автобусе и понимаю: стану чемпионом мира. Не знаю, что это такое (улыбается — АК). Но была такая история. Чемпионские установки уже тогда чувствовал.
Уйти рано
— Вы закончили свою историю для ледового спидвея достаточно рано, в 37 лет. Тот же Пер-Олаф Сирениус из Швеции оставался актуальным до 68 лет. С ним не то что соревноваться, дорогу уступать хочется.
— В России просто своя история. У нас регулярно появляются новые спортсмены. Да вот хотя бы мой брат Дмитрий. На шесть лет младше меня. Уже новая история мотоспорта. В России большая конкуренция.
А что касается моей истории. Ну, травмы никто не отменял. В коленном суставе связки восстановил. Но идеальным тут все не может быть. И тут…
Новая история
— Началась новая история Виталия Хомицевича...
— Да, начальник управления по физической культуре и спорту Павел Гиматов предложил мне возглавить команду городскую технических видов спорта.
— То есть «пока» большому спорту официально?
— Ну… Сустав надо было менять, иначе инвалидность. Вроде решил со спортом «завязать». Но все равно не получилось… сразу. Еще выиграли в спидвее Высшую лигу чемпионата России в 2016 году. Да, был уже директором спортивной школы. Но как отказать?
— Переход из спортсмена в чиновники — это «жестко»?
— Конечно. На мотоцикле ты просто открыл рукой «газ» — и старт. А тут ты не один. У нас вот сегодня парни отправились на соревнования. Машина сломалась. Да… Извините, должен ответить (Виталий Хомицевич по телефону решил проблему — АК).
— С удовольствием отмечаю победу участников вашей спортивно-технической школы «Юность-ДОСААФ». Медали в мотокроссе, водно-моторном спорте, картинге, сноубайке и т. д. И все это — за подписью директора Виталия Хомицевича.
— Не стоим на месте. Движемся вперед.
— Есть победы и у директора Хомицевича.
— Планка победная моими предшественниками поднято высоко. Легендами каменского спорта. Хочется идти все выше и выше.
Хватает на всех
— Теперь очень актуальный вопрос. У директора СТШ «Юность-ДОСААФ» Виталия Хомицевича — более 600 воспитанников школы. Почти сотня сотрудников. Вот стоило «встревать» в историю довыборов городской думы?
— Ну, спортивные депутаты — это история моих учителей, заслуженных тренеров России Владимира Друзя и Владимира Калистратова. Они бились за каменский спорт.
— Так вы идете на выборы в округе, где смените Сергея Щербинина, директора Центра технических видов спорта, который скончался 31 марта. Героическая спортивная история.
— У меня есть шанс «продвигать» спорт в Каменске. Впрочем, хочу просто быть полезным для горожан. Депутат городской думы — это не дежурная история. Это большая ответственность за город. Впрочем, привык к этому. С детства: каждый старт — за город!