Организация: | Федерация альпинизма Свердловской области |
---|---|
Вид спорта: | Альпинизм |
Дата: | 2021-10-28 20:57:27 |
Автор: | Андрей Каща |
— Евгений Михайлович, как отметили 75-летие?
— У себя дома, в Старопышминске. Поздравить приехала практически вся команда, с которой мы в разные годы штурмовали самые высокие пики: Сергей Ефимов, Валера Брыксин, Сережа Абрамов, Миша Морозов, Сережа Бычковский, Валера Першин. Это друзья, с которыми мы прошли и огонь, и воду, и медные трубы. Замечательно посидели, повспоминали былые времена.
— Как часто удается собраться в такой компании?
— На мои юбилеи всегда собираемся за большим столом. Не всегда, правда, мы празднуем дома. Бывали юбилеи в горах: 50 лет отмечал в Гималаях на вершине Шиша-Пангмы (8 027 м). После подъема и спуска в базовом лагере нас встретили шерпы, украинская команда. Замечательно тогда отметили.
— Алкоголь на высоте допустим?
— Во время горовосхождения — однозначно нет. А уже после спуска, в базовом лагере, в тепле можно позволить себе граммов 50 коньячка или виски.
— Как часто сейчас удается выехать в горы?
— В прошлом году был на Приполярном Урале в команде Свердловского областного отделения Русского географического общества. Интереснейшая экспедиция! У нас было две группы. Одна из них — как раз моя, альпинистская. Сделали несколько восхождений на безымянные вершины. Буквально через неделю после возвращения в Екатеринбург мой старый друг-альпинист Боря Седусов из Перми позвал на Эльбрус. Мы провели там замечательные десять дней. Погуляли, акклиматизировались. Поднялись на вершину (5 642 м). Получили большое удовольствие. В конце февраля с сыном и внуком съездили покататься на горных лыжах на склонах Эльбруса и Чегета. В сентябре собрались на Кавказе в районе Казбека в Кармадонском ущелье. В этом году мы отметили 30-летие экспедиции под руководством Сергея Ефимова на Чо-Ойю (8 201 м) по новому маршруту по Восточному гребню. Как раз участник той экспедиции Саша Яковенко пригласил нас на соревнования по скайраннингу «Забег на Казбек», которые проходили в Кармадонском ущелье в память о погибшей 20-лет назад киногруппе Сергея Бодрова. Мы там были в качестве почетных гостей и судей. Ну и, естественно, вспомнили нашу гималайскую экспедицию.
— Если возвращаться к вашим юбилеям, в этом году вы также отмечали 20-летие восхождения в Гималаях на Лхоцзе Среднюю (8 414 м). В 1990-е несколько экспедиций не смогли ее покорить. И только весной 2001 года российская экспедиция, в составе которой были четыре екатеринбуржца, подарила нам «российский восьмитысячник». За это вы потом получили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и премию «Золотой эдельвейс».
— Да, это тоже знаменательная дата. Собрались, кто смог. Кто не мог, — с тем по телефону созвонились. Вообще, в голове много воспоминаний, много дат. Про каждое свое восхождение могу рассказать: и про победы, и про случаи, когда летели вниз вместе с лавиной. К сожалению, памятных дат уже больше, чем планов на будущее.
— Вы не так давно вернулись из Кармадонского ущелья, где погибла киногруппа Сергея Бодрова. Объясните, что такое сход ледника Колка с точки зрения альпиниста.
— С любой точки зрения это — катастрофа, которая может случиться один раз в сто лет. Никто ее не ожидал. Громадный ледник объемом около 8 миллионов кубометров, сорвавшийся с восточного отрога горы Джимарайхох, упал на тыловую часть ледника Колка, создав сильнейшее сотрясение. И вся это масса льда со страшной скоростью сошла на ущелье. Эта лавина стесала все склоны — оставила их с голыми камнями. Погибло более ста человек, включая съемочную группу Сергея Бодрова. Сейчас, спустя 20 лет, природа все-таки берет свое — на склонах появляется новая растительность.
— В те же дни, когда вы были на «Забеге на Казбек», произошла трагедия на Эльбрусе, забравшая жизни пятерых туристов, штурмовавших гору и оказавшихся в плену снежной бури. Как вы видите ту ситуацию?
— Да, мы как раз были в районе Эльбруса. Естественно, обсуждали ту ситуацию. В чистом виде вина гидов, которые вовремя не остановили группу, не повернули назад. Вот и все. Остальное вытекает из этого. Нельзя коммерческий альпинизм пускать на самотек. Ведь сейчас очень много неподготовленных гидов. Сходил такой гид один раз на Эльбрус в хорошую погоду и считает, что теперь может водить других неподготовленных людей. А желающих много…
— Но, судя по интернету, турагентства и отдельные гиды считают Эльбрус чуть ли не прогулкой в парке — там все легко, просто и исхожено.
— Цель подняться на Эльбрус поставить можно. Но надо нормально к ней идти. Нужны физическая подготовка и знания, что можно ожидать от Эльбруса. Погода там часто меняется. Есть предвестники скорой смены погоды. Надо вовремя повернуть назад.
— Сейчас на Эльбрусе людей как машин на дороге в час-пик?
— Да, там много людей! Как и на Эвересте. Но опасности все равно остаются. Не знаю, как это ограничить. Но то, что нужно ужесточить контроль за выпуском групп, однозначно.
— Как коронавирус повлиял на ваши спортивные планы?
— Сорвалась поездка в Непал, куда приглашал мой друг Сергей Петров. Мы с ним поднимались на восьмитысячники. С 2014 года он, кстати, — мэр Ангарска. У него была мысль поехать в Непал. Походить по Гималаям. Может, залезть на какой-то пик. К сожалению, не получилось.
— Сами болели?
— Да. Как раз весной этого года сразу после возвращения из горнолыжной поездки на Кавказ. Переболел достаточно легко. Естественно, соблюдал самоизоляцию. Недавно поставил прививку.
— Как переживаете нынешние ограничения?
— Почти все время проводим с семьей в Старопышминске. По необходимости выезжаю в Екатеринбург. Все-таки есть дела.
— Как поддерживаете себя в спортивной форме?
— Все время что-то делаю. По утрам зарядка. Езжу на велосипеде, зимой катаюсь на беговых и горных лыжах. Посещаю фитнес-клуб.
— В общем, не даете себе шанса отдохнуть?
— Нет, это все для меня отдых. Конечно, серьезных нагрузок нет.
— У вас было серьезное хобби — рыбалка.
— Да, у нас есть клуб единомышленников. Выезжаем на рыбалку.
— Чем можете похвастаться?
— Весной поймал двух карпов — оба больше 4 кг. Но самый большой ушел. Две недели назад поймал леща на 2,5 кг. Всё у нас, на Белоярке.
— Держите в голове рекорд японца Юичиро Миуры, который поднялся на Эверест в 80 лет?
— Его рекорд, безусловно, достоин уважения. Но я не думаю, что решусь на это. Почему? Понимаете, в 2007 году я покорил без использования искусственного кислорода самую сложную и вторую по высоте вершину мира (8 611 м) — западную стену пика К2 в Гималаях. Я мог работать в команде на технически сложном маршруте. Пять раз я поднимался на Эверест… А такой рекорд по возрасту, когда тебе будут нести кислород, перещелкивать карабин, — нет, это не мое.
— Но в горы-то еще пойдете?
— Конкретных целей нет. Но, если возможность такая представляется, я всегда соглашаюсь. И возраст тут — не помеха!