Ученый, арбитр, писатель
14 апреля Сергею Гущину, судье Международной категории по хоккею с шайбой и страстному проповеднику физкультуры и спорта в Свердловской области 80 лет.
Досье «С-А»
Гущин Сергей Николаевич
Родился 14 апреля 1938 года в Свердловске.
Окончил Уральский политехнический институт (1960), инженер-металлург. Кандидат технических наук (1969), профессор (1995). Основное направление научных исследований: тепловая работа и конструкции высокотемпературных плавильных печей черной и цветной металлургии, моделирование и управление работой стекловаренных печей.
Лауреат премии обкома комсомола, премии имени В.Е. Грум-Гржимайло Академии инженерных наук РФ, премии Правительства РФ в области образования. Член-корреспондент Академии инженерных наук РФ, заслуженный работник высшей школы РФ.
Автор более 280 печатных работ, в том числе 28 монографий.
Заслуженный работник физической культуры (1999), судья международной категории по хоккею (1972). 10 раз входил в десятку лучших арбитров СССР по хоккею с шайбой.
Писатель и публицист, автор более 50 книг.
Награжден медалями.
Сергей Гущин – личность в свердловском спорте уникальная. Ученый, спортсмен, арбитр, писатель. Человек, отдавший огромную часть своей жизни хоккею.
Его квартира, расположенная в тихом центре Екатеринбурга на улице с интересным названием Генеральская, представляет собой целый музей хоккейной славы, как знаменитый музей в Торонто: все стены увешаны фотографиями, шайбами, клюшками с автографами игроков, стеллажи и полки забиты подарками и сувенирами.
В хоккей он начал играть в 1952 году в детской команде УПИ под руководством тренера М.И. Калашникова. В 1955 году в составе сборной города Свердловска стал серебряным призером чемпионата СССР среди юношей. Выступал в первенствах страны за сильнейшие в те времена молодежные коллективы СКА (футбол) и «Спартак» (хоккей).
Выступал на чемпионатах страны за хоккейную команду «Динамо». С 1963 года судил игры чемпионата СССР по хоккею. В 1965 году получил звание судьи республиканской категории, в 1970 году – Всесоюзной, а в 1972 году – международной категории. Четырнадцать лет обслуживал матчи высшей лиги и десять раз входил в десятку лучших арбитров страны.
Провел более 200 матчей Высшей лиге и около ста международных. Судил три молодежных чемпионата мира и Европы среди юношей. Выезжал на турниры в Канаду, США, Англию, Германию, Швецию, Финляндию, Австрию, Чехословакию, Польшу…
Но особая страница в его спортивной биографии – судейство двух суперсерий между сборными СССР и Канады в 1972 и 1974 годах.
В 1972 году он входил в международную судейскую бригаду. Но в качестве полевого судьи на площадках не появлялся (зажигал красный цвет за воротами и контролировал наказания игроков). А спустя два года, когда сборная СССР встречалась со сборной Всемирной хоккейной ассоциации (ВХА), усиленной рядом игроков НХЛ (Гордии Хоу, Бобби Халл, Пит Маховлич, Пол Хендерсон), он уже «разруливал ситуацию» непосредственно на льду. Тогда матчи той серии судили всего два арбитра от СССР.
В течении восьми лет (1965-73) возглавлял областную коллегию судей, семь лет (1973-80) был Председателем Президиума областной федерации хоккея. В течение шести лет был членом Президиума Всесоюзной коллегии хоккея.
В 1975 году создал первую в СССР школу хоккейных арбитров (ШХА) и в течение 11 лет возглавлял ее. Шесть лет работал спортивным комментатором Свердловской студии телевидения, создав там авторскую программу «Телеспорт». Около двадцати лет сотрудничал в областных и городских газетах «Уральский рабочий», «Вечерний Свердловск», «На смену», «Областная газета».
Написал и опубликовал множество книг о спорте: «Хоккей», «Горячий лед», «Судьями не рождаются», «Судьба моя хоккей», «Хоккейные звезды Екатеринбурга», «След погасшей звезды», «Футбольная летопись Екатеринбурга», «Из лабиринта памяти»… Особое место в его творчестве занимает маршал Г.К. Жуков, которому он посвятил три книги: «Щедрое сердце маршала», «Уральская ссылка опального маршала» и «Повесть о маршале Жукове».
В последние годы Сергей Николаевич активно включился в работу над серией книг о спорте на Среднем Урале. Им написаны «Вертикаль успеха» (о скалолазании), «Игра как русская душа» (о хоккее с мячом), «Покорители двух стихий» (о парусном спорте)…
«Мне в жизни часто везло»
– Сергей Николаевич, 80 лет – весьма солидный возраст, и любой человек, достигший подобного рубежа, оглядывается назад и вольно или невольно оценивает прожитые им годы.
– Давать оценку собственной жизни – занятие явно неблагодарное, и мне бы не хотелось этого делать. Однако скажу откровенно, я всегда гордился тем, что был в жизни настоящим мужиком. Судите сами. По основной профессии я металлург, в спорте был хоккеистом, а в армейском плане – летчиком.
Сказать, что в жизни я ничего не добился, у меня просто язык не повернется, а кое-кто из моих друзей даже считает, что я – вполне состоявшаяся личность. Признание друзей и знакомых, разумеется, очень приятно и частенько спасает от хандры и депрессии. Но бывают в жизни моменты, когда появляется мыслишка, что что-то важное все-таки прошло мимо тебя.
Наверное, это действительно так, ведь я далеко не всегда уделял своей основной работе максимальное внимание и чересчур много времени тратил на свои увлечения, в частности, судейство. К счастью, мой природный оптимизм довольно быстро разгонял эти мрачные мысли, и им на смену, как правило, приходили ободряюще-оправдательные соображения: если бы не судейство, разве бы удалось побывать во многих странах Европы и Америки и встретиться со многими интересными людьми.
– Круг ваших интересов поражает меня своей широтой. Вы все это планировали заранее в своей жизни?
– Я отношу себя к фаталистам. В моей судьбе очень важную роль играли случайности, которые ни в малейшей степени я не то что не планировал, а даже и не думал о них. Так было в спортивной карьере, в профессиональной деятельности, да и в личной жизни.
В детстве больше тяготел к футболу и на коньках катался, прямо скажем, неважно. Но однажды, увидев меня во дворе и, узнав, что я по возрасту могу еще играть за детей, меня пригласил в команду «Буревестник» тренер Михаил Гаврилович Калашников. А через год я уже выступал за «Динамо» – сильнейшую городскую команду тех лет. Этот случай на всю жизнь связал мою судьбу с хоккеем.
Да и в судейство, где я достиг, простите за нескромность, больших успехов, я попал совершенно случайно. Однажды меня буквально насильно отправили в Новосибирск вместо заболевшего судьи, чтобы, как говорится, с листа сразу же судить игру чемпионата СССР в классе «А». А потом, также случайно, у нас в Свердловске во время игры команд высшей лиги «Автомобилист» – «Локомотив» (Москва), один из арбитров получил травму, и продолжать игру в качестве главного судьи пришлось мне. До этого я иногда судил матчи чемпионата города, но становиться арбитром не собирался.
– Допускаю, что многим вы стали заниматься по стечению обстоятельств, но, на мой взгляд, серьезных успехов в разных сферах вашей деятельности вы достигли, благодаря целеустремленности и чудовищной работоспособности.
– Я не могу сказать, что был обласкан вниманием фортуны, но мне в жизни часто везло. Мне повезло, что я родился в свердловском «Городке чекистов», где спорт был всеобщим культом. Мне повезло, что я учился в замечательной школе № 37, где были великолепные учителя. Мне повезло, что я поступил в Уральский политехнический институт, и меня учили настоящие профессионалы и ученые. Мне повезло, что меня всю жизнь окружают удивительно интересные и талантливые люди, подарившие мне часть своего тепла и интеллекта. В моей жизни было (и есть!) много настоящих и верных друзей.
– И все же чем вы более всего гордитесь: профессорским званием, премией правительства России или тем, что вы – судья международной категории?
– Все, что вы назвали, – это символы, внешние атрибуты. Разумеется, они свидетельствуют об определенных достижениях и успехах. Но все-таки самое главное в жизни любого человека – это его конкретные дела. Я искренне горжусь той федерацией хоккея Свердловской области, которую мне когда-то удалось создать, и она была официально признана лучшей в Советском Союзе. Я горжусь своей Школой хоккейных арбитров, проработавшей более 10 лет и подготовившей более 200 молодых судей, многие из которых стали арбитрами всесоюзной и международной категорий. Я горжусь своими книгами, посвященными спорту и истории родного края, которые всегда вызывали неподдельный интерес у читателей. Я горжусь своими дочерьми, внуками и правнуками, доставляющими мне огромную радость. Я горжусь своими друзьями.
– Вы закончили свою трудовую деятельность в УрФУ и ушли на заслуженный отдых.
– Один из создателей уральской теплотехнической научной школы Борис Иванович Китаев в ответ на уговоры не уходить на пенсию сказал: «Если вас начинают раздражать студенты, вам пора уходить на покой». Сегодняшние студенты меня не раздражают, а удивляют и огорчают своим отношением к учебе. Понятно, научить человека чему-то, вопреки его желанию, попросту невозможно. Я стал ощущать, что занимаюсь бесполезным трудом: семена попадают на безжизненную почву и не дадут в будущем желанных всходов.
– Честно говоря, мне трудно представить вас пенсионером.
– Я смог больше времени уделять написанию книг. Да и мой богатый опыт, надеюсь, еще может пригодиться. Так что на печи сидеть мне пока рановато!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.