«Буревестник» - на современный лад
- Как получилось, Станислав Степанович, что вы возглавили новую организацию и почему?
- По убеждению. Основа развития спорта – это, прежде всего, студенческие коллективы. Почему? Потому что они состоят из наиболее организованных и, пусть никто не обижается, из наиболее интеллектуальных молодых людей. Традиционно, их опекало спортобщество «Буревестник». А потом, как мы знаем, все распалось. Имидж студенческого спорта потерял свою прежнюю привлекательность. И это в то время, как за рубежом, центром наивысших спортивных достижений являются все те же университеты.
Как ректор, я видел негативность этих процессов, надеялся на профсоюзы, которые нас всегда поддерживали, но и это не спасло. Вот тут и решили, исповедуя старый принцип – Пролетарии всех стран, соединяйтесь! – соединиться в новый Союз, тем более, что министерство спорта поддержало эту идею. Встал вопрос – кого ставить во главу? Вспомнили обо мне и предложили. Руководствуясь чувством ответственности, я дал согласие, ответил как когда-то по партийному – «Будет сделано». Надо было поднимать студенческий спорт на новый уровень.
- Поднимать на новый или – на прежний, я так понимаю. Что дельного, нужного мы оставили в том самом «Буревестнике»?
- Во-первых, тогда существовала цельная система. Центральный совет, областной, вузовский… Членские взносы были, по-моему, 30 копеек в год (это 10 трамвайных билетов), льготы на посещение катка, на прокат лыж – вот такие знаки внимания. Член ДСО «Локомотив» не имел права выступать за «Буревестник» и – наоборот. Вот эта градация, она исключала перекупку игроков, что сейчас делается сплошь и рядом, а также «подставки», вплоть до дисквалификации на год.
Во-вторых, был культ увлечения спортом. Спортсмены ценились среди молодежи – за личные достижения. Спорт был наиболее удобным для самоутверждения себя в обществе. Причем, такого потребительского отношения к студентам-спортсменам не было, когда все «прощается». Философия была простая: «Специалистом будешь всю жизнь, а спорт всю жизнь на тебя работать не будет». Сбор, надо уезжать, а у тебя сессия – сдавай досрочно. Мой рекорд в один день был такой – три экзамена и два зачета.
- Что, если говорить о студенческом спорте, мы потеряли в наших вузах?
- Сегодня, прежде всего, мы потеряли массовость. Потеряли потому, что в вузах исчезли спортивные клубы. Они финансировались из бюджета обкома профсоюза работников высшей школы. Да, в УрФУ спортклуб остался. Другое дело, что администрация находила возможность поддерживать интересы спорт- клуба. Например, спортивный лагерь, который принадлежал спортклубу, но все ремонтные работы, дополнительное питание и т.д. осуществлялось за счет администрации. А массовую работу, распространение путевок и прочее – выполнял спортклуб. Ну, и конечно, спортклубы вели большую работу по приглашению абитуриентов-спортсменов. Не стесняюсь, но я поступил в институт, как спортсмен, не набрав проходной балл.
А сегодня вот эта связь — школа – вуз – значительно ослабла. Благодаря этой связи подпитывались многие виды спорта, например, баскетбол и лыжи, которые были в УПИ на высоком уровне. Падение интереса к спорту в школах как раз и сказалось на нашей массовости. Заниматься спортом стало не так престижно, как прежде.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.