Футбол. Премьер-лига. Пока «Урал» - не на своем месте
Сегодня наш гость – председатель Совета директоров футбольного клуба «Урал» Александр Левин. «Спорт-Аншлаг» уже не раз предоставлял слово Александру Юрьевичу как вице-президенту клуба. Сегодня мы беседуем с ним в новом для него качестве. «Повестка дня» — итоги деятельности «Урала» в первой половине сезона- 2014-2015.
Во главе – финансовая стабильность
- Александр Юрьевич, еще раз приносим вам свои поздравления с избранием на высокую должность.
- Спасибо.
- Что собой представляет работа Совета директоров, какие задачи ему приходится решать?
- В состав Совета входят достойные люди, я бы даже сказал, знаковые для нашей области. И самая главная задача Совета – создать условия для развития футбольного клуба, для его комфортного существования, для достижения положительного результата. А что такое - комфортные? Это, в первую очередь, обеспечение стабильного финансирования. Больной вопрос для многих наших клубов. Да еще в эпоху мировой экономической турбулентности. Я слова кризис не очень понимаю, а турбулентность отмечается во многих странах. Поэтому, самое главное – это финансовая стабильность, чем «Урал» всегда и отличался.
У нас не такой большой бюджет, который нужен для клубов премьер-лиги, даже, наверное, один из самых маленьких. Но мы всегда вовремя платим по своим обязательствам. В конце года, надо признаться, у нас был небольшой сбой, связанный с мировой экономической турбулентностью. И это все сопряжено с тем, что бюджета на все не хватает. Мы живем, если так можно сказать, по ФНЛовскому бюджету. У нас те же деньги, что были в первой лиге. Не произошло никакого увеличения, никакой тайны здесь нет.
- Надо полагать, что и партнеры у клуба остались прежние?
- Да, у нас три финансовых «кита» — группа компаний «Ренова», Трубная металлургическая компания и правительство Свердловской области. Как было в ФНЛ – по 200 миллионов рублей, в равных долях. В этом году, чем мы можем похвалиться, клуб сам заработал порядка 100 миллионов рублей. Такой цифры мы добились впервые. Это – атрибутика, телевизионные реклама, билетная программа: на Центральный стадион приходило приличное количество зрителей, были даже аншлаговые матчи. Сумма получается в 700 миллионов, из них, естественно, налоги – порядка 140 миллионов. Чистыми остается – 550-560. Вот на эти деньги мы и живем.
Я не любитель заглядывать в карманы других клубов, но если взять «Зенит», то там бюджет исчисляется в десятках миллиардов. Мы играем в одной лиге, но – там космос, а тут – земля. Мы ходим по земле, а там люди летают в космических кораблях.
Сейчас мы все занимаемся бюджетом будущего года. Он принят, но надо не только определить бюджет на Совете, надо выверить все графики платежей, утвердить все расходы на будущий год – это серьезная задача. Тем более, что компании, которые нас финансируют, тоже переживают не лучшие времена, потому что экономика мировая и российская связаны в один тугой узел.
- У нас как, деньги в бюджет дали, но, все равно, их приходится «выбивать»?
- Обязательно. Это непросто, как все в нашей жизни. Но футболисты этого не должны знать, они должны тренироваться и показывать результат на поле.
- Одним словом, объем вашей работы возрос…
- Главное, что возросла ответственность.
- И, видимо, губернатор теперь будет спрашивать с вас, как идут дела в клубе.
- Ну, если вы упомянули губернатора, я хочу сказать самые добрые слова в адрес Евгения Владимировича. Только благодаря ему удается налаживать контакты с руководством этих очень крупных компаний: его слушают, видят его повышенное внимание в футболу в нашей области.
Мы говорим на одном языке
- А, собственно, как вы стали председателем Совета?
- Я стал — в силу обстоятельств. У нас же Совет возглавлял председатель правительства Денис Владимирович Паслер, по поручению губернатора. Но в силу нового законодательства руководители высшей категории госслужбы, к которой он относится, не имеют права возглавлять акционерные общества. И он вынужден был уйти в связи с этим федеральным законом. И когда возник вопрос, кого назначить, акционеры и руководство области согласовали мою кандидатуру. Я, конечно, понимаю всю ответственность этого решения. И когда мы беседовали с Евгением Владимировичем, я просил, чтобы председатель правительства остался нашим куратором. Что Денис Владимирович и подтвердил. Большое ему спасибо, что не оставил футбол и занимается нашими проблемами. Мы к нему приходим, советуемся, и он нам очень серьезно помогает.
В то же время, на протяжении пяти лет, я возглавлял администрацию губернатора во времена Эдуарда Эргартовича Росселя и у меня сложились свои, нормальные отношения с Дмитрием Александровичем Пумпянским, это ТМК, с Виктором Феликсовичем Вексельбергом и с Евгением Николаевичем Ольховиком, это – «Ренова». Поэтому, они меня знают, я их знаю. В первую очередь, мы общаемся с членами Совета, которых они направили к нам – это уважаемые люди, прекрасные мои коллеги, мы разговариваем на одном языке. Но если надо, то мы всегда можем переговорить с Пумпянским или Ольховиком, проблем таких нет.
Нужен командный унисон
- Какой комментарий вы можете дать выступлению команды осенью 2014 года?
- Место, которое «Урал» сейчас занимает, нас, конечно, не устраивает. Задача на сезон не снимается – подняться на одну ступеньку выше, занять десятое место. Хотя мы понимаем, что сделать это будет нелегко. Но ничего невозможного пока нет, надо просто хорошо подготовиться к весенней части чемпионата и начать уверенно побеждать.
- А чего, все-таки, не хватило?
- У меня есть определенная уверенность в нашем тренерском штабе, который возглавляет Александр Тарханов. Он, вместе с коллегами, знает, что надо делать. С другой стороны, мне показалось, что, может быть, команду не зажгли на созидательную игру в каждом матче. Это – взгляд со стороны. Мы проиграли несколько матчей своим ближайшим соперникам, где просто не имели права проигрывать.
Все началось в домашнем матче с «Мордовией», вышли, как короли, забили быстрый гол,
почувствовали вкус победы и стали в полсилы играть. А футбол длится ровно 90 минут плюс добавленное время. Хотя хочу сказать, что мне нравится подбор игроков. Они квалифицированные ребята, они все стараются, но футбол – это командная игра. Когда 11 человек выходят на поле, их сердца должны биться в унисон. Они должны быть заряженными на борьбу все вместе. Мне показалось, что не во всех матчах присутствовал этот унисон.
Самое интересное, что можно в заслугу поставить матчи с «Зенитом», с ЦСКА, со «Спартаком», даже который был проигран, с «Локомотивом» — не доиграли одной минуты до ничьей. А как мы провалили игру с «Торпедо», как неудачно сыграли с «Ростовом», с «Амкаром», то есть, с теми, где мы должны были играть на равных и, более того, побеждать. И если, гипотетически, мы не теряли бы очков в этих играх, то сейчас были бы на своем законном десятом месте. Если говорить о том, что случилось осенью, то вот такой провал был. Повторюсь, место нас не удовлетворило.
Раскройте свой потенциал
- Александр Юрьевич, вы не могли бы рассказать об отдельных футболистах. Пришел Смолов, были какие-то треволнения с Асеведо, остался ли лидером команды Гогниев?
- Во-первых, это компетенция тренерского штаба, это его прерогатива. Я знаю, что и президент клуба в эти вопросы не вмешивается. Мы доверяем главному тренеру, это его непосредственная работа. Курировать его нет никакой необходимости, и вообще это вредно. Тренер в таких ситуациях должен поучить карт-бланш. Поговорить с читателями мы можем с позиций болельщика, как говорится — с трибуны.
Приход Федора Смолова оказался для «Урала» полезным, Я думаю, что он футболист очень талантливый, совершенно себя еще не реализовавший, и «Урал» для Федора – огромный шанс. Мы его взяли, чтобы он получил игровую практику, в «Динамо» он сидел на скамейке и смотрел, как Кокорин и Кураньи по очереди забивают мячи. В «Урале» он стал забивать, показывать себя. И я чувствую, что он может добавить и добавить надо.
И Асеведо футболист очень яркий. Он может дать длинную передачу точно в ноги метров на 50-60 – это довольно редкое качество. Он может не стандартно пробить и забить со штрафного или из-за штрафной площади. Другое дело, что ему, видимо, не хватает скорости мышления. Он частенько тормозит атаку. Если в ФНЛ этой скорости хватало, то в премьер-лиге размышлений, куда отдать, нет, на это уходят доли секунды. Вот почему он потерялся в каких-то матчах, и тренер перестал его выпускать в основном составе. Соперники его уже раскусили, они же изучают нас, мы – изучаем их. Стали его плотнее накрывать при приеме мяча.
Что касается Спартака Гогниева, то это лидер по жизни, лидер по духу, капитан команды. У него была травма, может быть, он сегодня не в полной кондиции, но он – лидер «Урала», есть и будет. Он – футбольный человек, и понимает, что выходят на поле сильнейшие. Несколько раз он выходил на замену и заряжал команду, она преображалась с его появлением. И дай Бог, чтобы он в «Урале» еще долго лидерствовал.
- А Александр Ерохин, в четырех матчах подряд забивал голы, а потом что-то не заладилось?
- Во-первых, в жизни есть полосы белые и полосы черные, потом меняются. Ерохин – он тоже талантливый футболист, и ему еще надо очень много работать, чтобы раскрыть свой потенциал. Ерохин – это футболист, который может забить с хорошей передачи. Ему нужны люди, которые подносят снаряды. «Урал» тоже на него рассчитывает, слов нет. Но нельзя переоценивать свои возможности. У футболистов такие вещи, как четыре гола подряд или что-то подобное, иногда кружат голову, кажется, что они покоряют футбольный мир. Нет, так не бывает. Чтобы покорить футбольный мир, нападающему нужно забивать регулярно, показывать игру высочайшего уровня в каждом матче. Ты можешь кому-то рассказать, что забил вчера, позавчера, а тренер тебе скажет, что ты сегодня не забил, поэтому пока отдохнешь. А у нас наоборот бывает – забил несколько мячей, я в данном случае не Ерохине говорю, он не такой, и начинается, особенно, у молодых игроков, головокружение от успехов.
- «Урал» брал в начале сезона, например, Бергера, два-три матча сыграл, и – все.
- В клубе есть селекционная служба, она просматривает игроков, рекомендует их тренерскому составу. Мы обратили внимание селекционной службы на определенные просчеты. Их надо признать и они признаются. Но это жизнь такая, нельзя все предугадать на сто процентов.
Рубли и евро, кто кого
- Сейчас в футбольном мире много разговоров на экономическую тему, на падение рубля, на взлет валюты, на то, как скажется все это на нашем футболе.
- Слава Богу, что у нас с футболистами контракты подписываются в рублях.
- Тем не менее, Григорий Иванов в «Спорт-Экспрессе», сетовал, что легионеры могут встать на дыбы…
- Я не знаю, но, видимо, он имел в виду, что у легионеров могут возникнуть проблемы с переводом рублей в валюту. Впрочем, давайте подождем. У «Урала» не такая ситуация, как у команд верхнего эшелона премьер-лиги. Там заключены контакты в евро. Можете себе представить, что это такое? Условно за 10 тысяч евро вчера давали 400 тысяч рублей, а сегодня – 800. А таких зарплат нет, это не 10 тысяч рублей. Ну, как жить клубу? Тяжелейшая ситуация. И президенты таких клубов, как «Спартак», ЦСКА, «Локомотив» этого не скрывают. А что будет происходить дальше, никто не знает.
Землю грызет «голодный» игрок
- Александр Юрьевич, сейчас с новой силой обсуждается вопрос о конкуренции среди игроков премьер-лиги в связи с тем, что исполком РФС утвердил известную формулу 10 на 15. То есть, десять легионеров могут выйти и, наверное, выйдут в каждом матче. И в материалах прессы пишут, что многие молодые российские футболисты теперь не будут «рвать и метать» и «грызть землю», потому что итак — получают неплохие деньги. Один эксперт утверждал, имея в виду футбол, что «будущее принадлежит голодным народам». Иными словами – «голодным игрокам». Так, кому же принадлежит будущее?
- Вы затронули важный вопрос. И это тема – отдельного разговора. Мы можем к нему вернуться. Я отвечу кратко. Мы сейчас говорим о личности человека, о психологии человека, а она у каждого разная. Один захочет ограничиться, допустим, стаканом чая и булочкой, а другой захочет пообедать в ресторане. Люди же разные и амбиции у людей разные. Наша задача, чтобы в клубе были амбизиозные молодые игроки, которые бы рвали и метали, проникали в основной состав команды.
- А есть такие молодые люди в «Урале»?
- Есть, есть. Я не буду сейчас называть имен, потому что назовешь кого-то, а кого-то не назовешь, и начинаются обиды между игроками. А, во-вторых, назовешь сейчас молодого футболиста, и у него может начаться то самое головокружение, о котором мы говорили.
Наша селекционная служба работает, их задача состоит и в том, чтобы искать молодых российских футболистов. Я думаю, что на ближайшие сборы поедут несколько молодых игроков из низших лиг. И они будут «рвать и метать», как вы цитировали. И доказывать свое место в составе. Ценнее «голодный игрок», только не с волчьим аппетитом, а с душевной потребностью, чем тот, который пресытился ко всему. И задача главного тренера — увидеть в глазах этот голод.
Интервью взял Сергей Анисимов.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.